+  Форум rock.kiev.ua
Имя пользователя:
Пароль:
Новости: Вы можете привязать анонсы в разделе "Живой звук" к афише сайта. [ Узнать больше ]
  Просмотр сообщений
Страниц: [1]
1  РОК.мастерская / Гитарный отдел / Каподастр. Вопросы и ответы. Часть I – Виды каподастров : 23 Ноября 2015, 00:22:56
Каподастр в истории гитары (оригинал статьи с картинками здесь: http://gitarist.kiev.ua/capodastr-voprosy-i-otvety-part-1/)

После изобретения и освоения гитары, гитаристы, то ли благодаря желанию выделиться, то ли изобрести что-то новое, то ли благодаря обеим причинам, начали сталкиваться с проблемой стационарного зажимания струны (струн) на определенном ладу, чтобы можно было играть на других, более далеких от этих закрепленных нот ладах. Касалось это не только гитары, кстати, а и других струнных инструментов (лютни, виуэлы и т.д.)   История каподастростроения насчитывает порядка 500 лет. А в те времена количество струнных музыкальных инструментов, будучи умноженным на количество струн на них, давало нашим предкам множество различных строев, которые часто приходилось менять в ходе выступлений. В виду того, что струны тогда делались из отходов животноводческого производства и они довольно нестабильно строили при перестроении, а хроматические тюнеры изобретут лишь через несколько веков, изменение строя струн при помощи колков по слуху могло занять довольно много времени и обязательно нервировало бы публику. Поэтому средневековые инженеры и музыканты с инженерным мышлением начали изобретать нехитрые устройства для быстрой смены строя. Самым элементарным оказался процесс подкладывания под струны металлических предметов, которые служили порожками для струн и давали возможность музыканту свободно работать на других ладах. Позднее были придуманы более хитрые технические приспособления для быстрой смены высоты струн. Даже сейчас изготовить каподастр в домашних условиях не составит никакого труда. Карандаш + кольцо из тонкой резинки = бытовой каподастр. Ну а эволюцию производства серийных каподастров предлагаю Вам изучить, дочитав статью до конца.

Итак, друзья мои, что такое каподастр и как с ним могут пересекаться уроки гитары?
Каподастр (в пер. с итал. означает «нулевой лад») – это приспособление для одновременного прижимания одной или нескольких струн к грифу гитары на одном или нескольких разных ладах.  Служит он для мгновенного повышения высоты всего строя или для взятия вспомогательного аккорда без перестроения гитары колками. На сегодняшний день существует несколько видов каподастров, которые служат разным целям гитаристов в их работе. Чаще всего используется каподастр, прижимающий все струны на определенном ладу, рычажного, пружинного или винтового типа. Ниже я опишу различные варианты каподастров и их специфику, чтобы каждый читатель имел представление об этом приспособлении.

Зачем нужен каподастр и кому?

Уроки гитары для начинающих крайне редко сопровождаются использованием каподастра. Более того, о существовании этого прибора некоторые гитаристы узнают лишь спустя несколько лет гитарной практики. Все потому, что его в большей степени используют профессиональные гитаристы. Особенно гитаристы-аккомпаниаторы в случае подыгрывания певцам с разным вокальным диапазоном в пределах одного концерта. Так же для исполнения мелодий в стиле фламенко для повышения строя используют каподастр – сехилью (см. дальше). Блюзовые гитаристы при работе в пределах одного концерта в разных строях не всегда могут менять гитары с разными строями и не всегда есть время на концерте перестраивать гитары колками, поэтому они используют каподастр «третья рука» и т.д.

Каподастр пружинного типа («Прищепка»)

Один из самых удобных и самых распространенных видов каподастров для игры на гитаре. Удобство его заключается в практически мгновенной постановке его на нужный лад, быстрой перестановке на любой лад в процессе игры и таком же быстром снятии каподастра восвояси. Потому что делать всё это можно одной рукой. Минусом этого каподастра является скорый износ зажимной пружины, которая отдельно не продается и в сервисных центрах не меняется. Только новый каподастр спасет положение. Определить износ пружины Вам поможет характерный звон недожатых пружинным каподастром струн.


Каподастры эластичные и рычажного типа

Эти каподастры гораздо надежнее, реже выходят из строя и помогут превратить Ваши занятия гитарой в приятное времяпрепровождение, которое не омрачится звуком расслабленной пружины предыдущего вида. Но для установки рычажного или эластичного каподастра Вам понадобятся обе руки. Поэтому если Вам нужна быстрая установка и снятие каподастра, то Вам больше подойдет пружинный. Если же у Вас есть время на установку и снятия приспособления, то рычажный или эластичный каподастры Вам больше подойдут. Кроме преимущества надежности, у этих каподастров ниже стоимость. Правда у эластичного со временем растягивается резинка, а у рычажного может «линять» ремешок. Но, все равно, часто они служат дольше пружинных при интенсивном использовании.



Каподастр обжимного типа

От эластичного отличается тем, что фиксация вокруг грифа происходит благодаря защелкам. Он более надежен, чем эластичный в виду того, что здесь со временем не растягивается упругий элемент. Разве что защелки некачественных и удешевленных каподастров такого типа со временем могут «слизываться» при частом использовании.

 

Каподастр пружинно-обжимный

Сопромат для гитаристов в действии. Пружина с тыльной стороны одновременно выполняет функцию и стягивающего элемента, и обжимного, фиксируя каподастр на грифе. Главное здесь – сила рук при натяжения пружины для замыкания каподастра. Быстро надеть/снять этот каподастр не получится. Зато этот может храниться на грифе Вашей гитары как стационарный каподастр, если Вам лень престраивать гитару из стандартного строй в какой-либо другой.

Каподастр «на замке»

По закону рычага, прикладываем силу к его плечу, и каподастр замыкается благодаря давлению, оказанному на подушку из эластичного материала, приложенную к тыльной стороне грифа. Со временем может изнашиваться эта подушка, теряя упругость. В случае выхода ее из строя подходящий материал для замены можно найти в любом строительном супермаркете.



Каподастр винтового типа

Нечто среднее между эластичным и пружинным каподастром. Принцип его работы основан на передаче крутящего момента от винтового механизма каподастра к прижимающей пластине позади грифа, которая натягивает на себя планку каподастра, которая в свою очередь прижимает струны. На мой взгляд, это – самый надежный каподастр. Механику и устойчивость винтовых механизмов ещё в средние века освоили работники Священной инквизиции. А эти ребята знали толк в принципах действия подобного оборудования. Вот и к нам дошла физика этих конструкций в мирных целях, например, в виде точной регулировки винтами угла наклона биллиардного стола. Ну и в каподастрах винтового типа.  Этот каподастр хорош. Как не крути.



Каподастр пружинно-винтового типа

Из названия мы видим и механизм действия каподастра. В случае недостаточного усилия пружины, работающей на разгибание, при помощи специальной гайки мы можем уменьшить расстояние её рабочего хода, тем самым увеличив силу её давления.


Сехилья

Страусиная печень со свининой, губы акулы с ростками бамбука, тушеное мясо кенгуру и сехилья. Вот далеко неполный список предметов любителей экзотики. Сехилья – деревянный каподастр, отделанный кожей в месте прижимания приспособления к струнам. Используется для игры в стиле фламенко. Стоит дорого, как любая экзотика и как любой артефакт фламенко-стайл. Изготавливается из черного, красного и других сортов древесины. Главным качеством сехильи является её легкость. Почему это важно? В виду того, что гриф гитары непосредственно участвует в звукоизвлечении, тяжелые каподастры из металлов и сплавов будут интенсивно глушить вибрацию нежных нейлоновых струн испанской гитары. Поэтому сехилья должна быть легкой. В свободной продаже на прилавках музыкальных магазинов сехилью Вы не встретите, потому что делается она под заказ у мастера. Хотя многие энтузиасты совершенно спокойно вытачивают себе сехилью вручную, наклеивая кусок кожи в месте стыка со струнами и прикручивая скрипичный колок вместо вытачивания и подгонки рукотворного механизма для натягивания нити, прижимающей сехилью к грифу. Что еще можно добавить… Чтобы понять разницу в звучании гитары с металлическим каподастром и сехильей, необходимо быть мастером фламенко и иметь по меньшей мере два каподастра и фламенко-гитару из, например, кипариса, стоимостью хотя бы $1000. На тему сехилья VS каподастр ведется множество дебатов, поэтому моя задача в данном случае состоит в раскрытии сути понятия «сехилья», а необходимость иметь такую вещицу в Вашем гитарном арсенале зависит только от Вашего вкуса.


Искренне Ваш, Алексей Грифф
2  РОК.мастерская / Гитарный отдел / Статья о пользе от игры на гитаре : 09 Ноября 2015, 11:04:48
Здравствуйте, друзья!

Хочу с Вами поделиться своими мыслями на тему пользы от игры на гитаре!
Всем приятного прочтения и чтобы медиаторы никогда не терялись!

http://gitarist.kiev.ua/statya-o-polze-igry-na-gitare/
3  РОК.мастерская / Гитарный отдел / Классификация гитар : 04 Ноября 2015, 12:40:59
Друзья, хочу поделиться трудом о том, какие бывают гитары.
Ну и дискутируем, если будут какие-то вопросы)

http://gitarist.kiev.ua/klassifikaciya-gitar/
4  РОК.мастерская / Гитарный отдел / Re:Мастер по пайке кабелей (Киев) ? : 04 Ноября 2015, 12:37:31
Обращайся, спаяю)
5  РОК.мастерская / Гитарный отдел / Re:Именные медиаторы : 02 Ноября 2015, 13:20:33
Ещё актуально?
6  РОК.мастерская / Гитарный отдел / Re:Банальная тема (новичок хочет гитару) : 02 Ноября 2015, 13:15:54
Почитай здесь:

1. http://gitarist.kiev.ua/kakie-firmy-i-modeli-gitar-luchshe-podoidut-nachinaushim/

2. http://gitarist.kiev.ua/kakoi-dolzna-bit-pervaya-gitara/
7  РОК.мастерская / Гитарный отдел / Обзор струн Ernie Ball : 02 Ноября 2015, 13:11:10
Краткий обзор гитарных струн Ernie Ball
[/b]


Если бы компания Ernie Ball производила девушек,
они бы никогда не расстраивались


Каждый гитарист знает, что любые струны требуют замены, так как рано или поздно они перестают нас радовать своим прекрасным звучанием. Иными словами, струны - это расходный материал. Как носки с дыркой над большим пальцем, как стёршиеся автомобильные покрышки, как протёртый насквозь половой коврик с надписью “Welcome” у входной двери, так и любимые струны однажды попрощаются с нами, оставив в памяти чудесные музыкальные моменты. Не жалейте, господа, не велика потеря. Даже если эти струны Вам были подарены любимой девушкой (мамой, бабушкой), сила трения, подкожный жир наших пальцев и пыль со временем заберут у Вас шестерых проверенных бойцов в далёкий струнный рай. Помашите им на прощанье обеими руками, поцелуйте в обмотку и ставьте новые.
“А какие же струны мне натянуть на гитару”, - спросите Вы. Я отвечу: “Конечно же, Ernie Ball” , потому что ассортимент струн Ernie Ball на сегодняшний день сможет удовлетворить вкусы практически любого гитариста.

Историческая справка

Помнится мне, как в эпоху “Серпа и Молота” выбор гитарных струн состоял всего из двух пунктов: “струны есть” и “струн нет”. Поэтому мы их берегли, как могли и каждый уважающий себя рок-гитарист, умел варить пельмени, джинсы и струны. Процесс варения струн по специальным секретным рецептам удалял с них налёт, растворял жиры (возможно даже белки и углеводы), прочищал поры между витками обмотки, делая изрядно поигранные струны мягкими и шелковистыми. Но никакое варение не могло спасти струны от физического износа. Безжалостная сила трения перетирала обмотку об лады, силой прижатия пальцев к ладам мы сами со временем делали в струнах углубления, которые не подлежали восстановлению. В конце концов, струны могли просто порваться. И тогда мы вынуждены были идти в музыкальный магазин, где в счастливый день можно было приобрести бумажный пакетик или баночку струн.
  

Жесткость содержимого этих упаковок была таковой, что, думаю, переплетя их “косичкой”, на полученном тросе можно было подвешивать корабельный якорь или буксировать КАМАЗ. А если сложить несколько таких тросов и уложить параллельными линиями с расстоянием в 1 м 52 см, и укрепить поперечными досками, то по ним можно пускать поезд.  Но, что самое невероятное, их по одной можно было накручивать на гитарные колки, превращая струны. Вот только благодаря упомянутой выше жесткости, сама гитара становилась расходным материалом для этих струн, а не наоборот. Об этом свидетельствуют протёртые почти насквозь грифы и сточенные почти до дерева лады советских гитар. Однажды от этих струн у моей гитары раскрошился в муку нижний порожек… Но вот, друзья, “Железный занавес” был поднят и к нам на прилавки хлынули зарубежные товары, в том числе и гитарные струны. Не буду описывать свой длительный процесс перехода от совковых струн к Ernie Ball, скажу только, что на сегодняшний день у меня 7 гитар. Среди них эстрадная, 12-ти струнная, несколько классических и электрогитар. Перепробовал я струны разных производителей из разных материалов. Сейчас на каждой из моих гитар стоит свой комплект струн Ernie Ball. Давайте поговорим о них детальнее.

Струны Ernie Ball для электрогитары

Рекламщики компании Ernie Ball постоянно нам рассказывают о долгоиграющих качествах своих струн. О том, что они, якобы прекрасно держат строй и практически не поддаются коррозии. Господа, это один из редких случаев, когда рекламная компания является 100% правдивой. В основе металлических струн с навивкой лежит обычный шестигранный сердечник. А окружает его специальная магия сплавов, устойчивых к преждевременному ржавению. Возьмем, к примеру, Ernie Ball Coated/Titanium Slinky. Некий запатентованный и очень секретный сплав в виде титановой проволоки обвивает наш шестигранный сердечник и не дает ржавчине ни единого шанса. Даже если Вы уедете в отпуск на несколько недель и забудете оставить возле стойки миску со специальным гитарным кормом, Ваши струны останутся очень даже живыми. Благодаря налёту из смеси подкожного жира и пыли они, конечно же, слегка отвердеют и будут напоминать тросики фуникулера, но после развеивания грязных чар специальной жидкостью для очистки струн, Вы снова сможете наслаждаться звуком струн, которые будут звучать почти как новые. Титан сам по себе, в отличии от стали и никеля, более устойчив к механическому износу, поэтому эти струны для Вас скорее морально устареют, чем порвутся или износятся. Хотя тут всё зависит от количества часов  Ваших ежедневных занятий. Интенсивную и частую игру долго не выдержат никакие струны. Но, если Вы играете на электрогитаре   по несколько часов в день, то Вы сами это знаете. Струны серии Ernie Ball Coated/Titanium Slinky звучат несколько приглушенно, в отличии от своих стальных или никелированных коллег. Но в Ваших руках сила! И световым медиатором Вы можете усилить атаку добра, призвав в случае необходимости более звонкие звуки. Практически те же свойства были замечены на струнах ERNIE BALL Slinky Cobalt. Играл я на них только на гитарах своих учеников, себе всё никак не соберусь поставить. Ниже расскажу почему. Так вот, из услышанного мной звука, эти железно-кобальтовые струны выдавали звук, как мне показалось, более чистый и громкий, чем Ernie Ball Coated/Titanium Slinky. По вопросам износостойкости они им не уступали. Расскажу подробнее, когда сменю пару-тройку комплектов.

Струны  Ernie Ball RPS, Ernie Ball Rock-n-Roll и простой Ernie Ball стоят дешевле титановых и кобальтовых. Эти струны имеют никелированную обмотку, что придает звуку электрогитары  более звонкие оттенки без особых усилий. Прекрасно отрабатывают как на соло, так и на ритм-партиях (а играть я люблю на комплекте 10-46). Среди них есть мои любимые - Ernie Ball RPS. Именно из-за них я всё никак не протестирую кобальтовый комплект. Они тоже весьма стойки к коррозии, но со временем теряют свой былой звон и тогда я отправляю их в руки дворовых гитаристов, поставив себе новые. Менять эти струны я рекомендую каждые 1-3 месяца, в зависимости от интенсивности Вашей игры.

Струны Ernie Ball для эстрадной гитары

Здесь я сразу хочу выделить комплект 2047 Silk & Steel (толщина 10-50). Бронза (сплав меди с оловом и другими металлами). Особенностью этих струн является наличие шелковой нити между сердечником и навивкой. Это придает мягкость как для звука, так и делает их мягче для Ваших пальцев. В целом, звучат они тише, чем Ernie Ball Acoustic Phosphor Bronze, но для спокойного живого аккомпанемента живому вокалу (без усиления и микрофонов) лучших струн я не встречал. Металлические струны с посеребренной навивкой других производителей звучат еще тише и подходят, пожалуй, только под исполнение тихих романсов, остальные же звенят, как вёдра с гайками. А вот для комбинированной игры соло/ритм или только акустического соло я ставлю упомянутый выше Ernie Ball Acoustic Phosphor Bronze (11-52). Они отлично держат строй, сколько бы бэндов я не брал и как бы сильно не махал медиатором в процессе звукоизвлечения.

На 12-ти струнную гитару я ставлю мягкий комплект Ernie Ball  Silk Steel (толщиной 9-9 12-12 20w-9 26-12 36-20p 46-26). Ставил более толстые. Не тот эффект.

Есть среди струн для эстрадных гитар и титановая серия Ernie Ball Coated Titanium RPS tehnology. В основе лежит известная нам по струнам для электрогитар запатентованная технология из титанового сплава, только для вестерн-гитары. Звучит, как по мне, довольно специфично. Комплект этих струн прекрасно подойдет людям, которые редко берутся за гитару, но, если уж берутся, то играют долго. В таких случаях очень важно, чтобы струны не подвели. Ernie Ball Coated Titanium RPS tehnology станет эталоном и гарантом надежности для Вашей эстрадной гитары.

Струны Ernie Ball для классической гитары

Вот здесь меня однажды поразила одна инновация, которая по сей день не пускает на мои классические гитары струны других производителей. Речь идет о бронзовой навивке 4, 5, и 6-й струн и черных 1, 2 и 3-й комплекта 2409 струн ERNIE BALL Ernesto Palla Nylon Ball End 28-42.
Этим мы сразу убиваем двух зайцев:
•   Бронза звучит ярче и звонче серебра. Если у Вас простенькая и недорогая классическая гитара (Yamaha C-40, Stagg С-442), то благодаря этим струнам Вы сможете её “раскачать”.
•   Бронза, в отличии от привычного для классиков серебра, практически не теряет товарный вид. Если перед игрой на гитаре с посеребрёнными струнами нужно интенсивно мыть и сушить руки, чтобы замедлить процесс окисления серебра, то в случае с бронзой некоторые забывают мыть руки в принципе. Это негативно скажется на физических свойствах звука этих струн, но не на эстетике. Этот пункт может быть интересен родителям маленьких гитаристов.
Если же Вы имеете приличный инструмент и навыки владения им, то Вам подойдут посеребрённые  Ernesto Palla Nylon Classical. Nylon Clear & Silver. Они, конечно, уступят дорогущим испанским струнам по $50 и выше. Но в своей ценовой категории никого не пропустят. Кстати, нейлоновые струны ERNIE BALL при правильной установке вытягиваются максимум за два дня и тоже прекрасно держат строй. Хотя, как и любые нейлоновые струны, поддаются расстройствам при изменении влажности и температуры, если не соблюдать условия хранения гитары. Эх… Если бы струны ERNIE BALL можно было поставить на тёщу, зятья наслаждались бы прекрасными нотами бытовых симфоний и некому было бы писать анекдоты на тёщинскую тематику.

Итак, дамы и господа, это был краткий обзор струн ERNIE BALL, пропитанный моим опытом и опытом моих учеников. А этот опыт уже исчисляется не сотнями, а, пожалуй, тысячами комплектов. Если у Вас возникнут вопросы, задавайте их прямо здесь или у меня на сайте www.gitarist.kiev.ua на странице «Задать вопрос».

Впереди еще много интересного, оставайтесь с нами!

С уважением, учитель гитары Алексей Грифф


Страниц: [1]